Советы, консультации специалистов и педагогов

 

Наиболее частые причины почему ребёнок не говорит.

Неумолимая статистика: с каждым годом растет число детей с различными нарушениями речи. Это факт, и с ним надо что-то делать.

И в первую очередь,  необходимо выяснить, почему ваш ребенок не говорит. Оснований может быть множество.

Давайте назовем и рассмотрим лишь некоторые причины, которые мешают ребенку начать говорить.

Причина 1.  Трудности с восприятием информации. Сюда можно отнести различные проблемы со слухом. Если ребенок не слышит совсем, он не сможет заговорить сам. Если он слышит, но у него есть проблемы слухового или фонематического восприятия (когда он не слышит тех звуков, которые сам издает), он также не заговорит без помощи специалистов. Такого ребенка надо сначала обследовать у сурдолога, а потом начать занятия с логопедом-дефектологом.

Причина 2.  Нарушение зрения. Во время общения ребенок внимательно смотрит на взрослого. Во-первых, так он учится правильной артикуляции; во-вторых, очень скоро начинает «считывать» информацию по губам. Собственно, так поступают и дети, и взрослые. Но если малыш плохо видит, у него непременно развивается задержка речевого развития.

Причина 3.  Проблемы с дыханием. Иногда начать говорить ребенку мешают проблемы с речевым или физиологическим дыханием. Если дыхание слишком прерывистое, речевой вдох – короткий, на выдохе ребенок просто не успевает ничего сказать.

Причина 4.  Трудности координации. Если малыш не может правильно повторить последовательность движений, необходимых для произнесения слова или фразы, придется потратить много сил и времени, чтобы научить его проговаривать даже самые простые слова.

Причина 5.  Педагогическая запущенность. Таким термином обозначается отсутствие регулярных занятий с ребенком. Речь не всегда идет о том, что ребенку не уделяют должного внимания, не общаются с ним. Зачастую родители уделяют ребенку много внимания, однако детям с особенностями развития требуется не только общение с родителями, но и постоянное наблюдение педагога-дефектолога.

Причина 6.  Психологическая травма. Это может стать «пусковым механизмом» речевых нарушений. Разовый испуг, длительная психотравмирующая ситуация, разлука с близкими людьми могут задерживать развитие речи или стать причиной трудностей в речевом развитии.

 

Причина 7.  Перинатальная энцефалопатия. Поражение головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз ни в коем случае не говорит о неполноценности ребенка, а только о том, что ему потребуется помощь специалиста.

Причина 8.  Наследственные факторы. Действительно, есть семьи, в которых дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Но это не значит, что ситуацию нужно пускать на самотек. С такими детьми можно и нужно заниматься, помогая им быстрее и лучше овладеть речью.

Иногда может влиять один из этих факторов, иногда сразу несколько.

Но всегда понимание проблемы – это первый шаг на пути к ее преодолению.

                                                                                            учитель -логопед Вирфель Марина Владимировна


Самые распространённые ошибки при обучении детей чтению.

В основе обучения чтению – не буква, а звук.

Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах, на протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит звук.  Возьмем, к примеру, звук [М]. Мы произносим отрывисто: М!  И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ, ведь говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению,      т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читаем сам слог: МА.  Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе).  Пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Одновременно ребенок переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Лишь бы он не останавливался после первой буквы!

Главное он прочел слитно буквы слога!

И еще, Уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия «звук» и «буква», когда учите ребенка читать.

                                Звуки – мы слышим  и произносим

                                Буквы  - мы видим и пишем

Учителя – логопеды Азанова Т.В., Вирфель М.В.


Как научить ребенка различать цвета?

      Большую часть информации об окружающем мире ребёнок 0-3 лет получает с помощью созерцания. В принципе, до 4 лет именно зрительное восприятие информации в сочетании с осязательным лидирует у человека. Отметим, что у некоторых людей тенденция восприятия информации именно «на глаз» сохраняется до глубокой старости.

      Развитие способности к более успешному восприятию зрительной информации строится на нескольких основах: обучение дифференциации цветов и оттенков, изучение геометрических форм, изучение методов и способов передачи информации посредством зрительных источников информации, изучение основ ориентации в пространстве.

    Именно на основе этих понятий строится логика, математика, чистописание и т.д.

Первоначально ребёнку проще выучить именно основные цвета палитры.

Восприятие цветовой палитры при отсутствии нарушений работы органов зрения у всех детей приблизительно одинаково до 3-3,5 лет.

     В 2 года ребёнок должен уметь различать чётко не менее 4 основных цветов: жёлтый, красный, зелёный, синий. Ещё не умея назвать эти цвета, ребёнок должен уметь отложить отдельно фишки зелёного от фишек красного цвета, сложить пирамидку из кубиков одного цвета. К 3 годам ребёнок должен уметь дифференцировать не менее 10 цветов, при этом чётко различая сходные цвета: оранжевый и жёлтый, голубой и синий.

Первоначальные упражнения должны начинаться с 4 основных цветов с добавлением постепенно иных, в том числе и сложноцветовых оттенков. Вводят цвета по принципу добавления наиболее часто встречающихся цветов. Именно поэтому чёрный или белый добавляются в активное изучение, как правило, позже, скажем, оранжевого.

Старайтесь подчинять игры одному изучаемому цвету, но чтобы не было скучно, в течение обучающих игр оперируете 1-2 цветами, чётко проговаривая окончания: «посмотри, мы берём ЖЕЛТЫЙ кубик и ставим его на ЖЕЛТЫЙ кубик. У нас получается ЖЕЛТАЯ башня. А рядом мы строим КРАСНУЮ башню. Вот КРАСНЫЙ кубик. А вот тебе в руку КРАСНЫЙ кубик, куда надо поставить этот КРАСНЫЙ кубик? Правильно, вот на эту КРАСНУЮ башню»….

Игры на дифференциацию цветов:

Игры с кубиками: построить для желтого цыплёнка жёлтую башню из кубиков, а для зелёной лягушки – зелёную. И обратная игра – построили зелёную башню (зелёный домик), кого туда посадим жить? Конечно, зелёную лягушку.

Игры с мозаикой в разные углы игрового поля втыкать гвоздики определённого цвета. Сначала втыкаются бессистемно, кучкой, но чтобы в одном углу оказались синие фишки, в другом – жёлтые и т.д. Ребёнок не будет играть в мозаику, если вы ему не поможете облечь процесс обучения в игровую форму. Скажите, что вот тут – грядки с красными ягодками, а вот тут надо посадить зелёные. Или, что здесь солдаты синей армии, а здесь – зелёной.

Игры с пластилином – слепите колбаску-червячка жёлтого цвета и червяка красного цветов. Сделайте много-много ягодок – шариков и накормите жёлтого червяка жёлтыми ягодками, а красного - красными.

Нарежьте из картона  круги желтого и зелёного цвета, перемешайте и попросите найти круги одного или другого цвета по предлагаемому образцу. Вместе с ребёнком наклейте на лист бумаги в ряд жёлтые круги и отдельно в ряд – зелёные. Нарисуйте глазки и ротик – две весёлые гусеницы поползли по дорожке. А, может, это бусы мамы? Или дорожка на даче, по которой можно пройтись пальчиками – топ-топ!

Вырежьте из листа цветного картона бабочку, пусть ребёнок украсит крылья пятнышками из цветной бумаги и комочков пластилина. Причём верхние крылья будут только с жёлтыми пятнами, а нижние — только с синими......

Игр может быть гораздо больше, главное, чтобы процесс обучения проходил весело и занимательно. Успехов!

Руководитель по изобразительной деятельности О.В. Островская


Это интересно

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... Известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть сын ученого, повзрослев, станет ученым? А сын писателя - писателем?

Можно нередко услышать «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет слуха», достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына, или дочери. Однако все в действи­тельности не так, а несколько иначе.

Жизнь гораздо интересней, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится врачом, а писателя - скрипачом, и объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Это определяет в будущем способности и характер человека. И если сын музыканта определя­ет ту же профессию, что и отец, то причина в том, что воспитывался он в ат­мосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкаль­ной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Имен­но они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является аб­сурдным. Считается, что если для музыкального развития ребенка с самого детства созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к соб­ственному голосу, голосам птиц и животных, шорохам леса, листьев и завы­ванию ветра, люди научились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкаль­ность - природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже го­ворилось, окружение, среда, растит и питает личность. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

С уважением музыкальный руководитель Лелеко С. Н.


Кризис 3х лет у детей. Что делать родителям?

Упрямство, протесты, истерики и своеволие - частые проявления кризиса 3х лет у детей. Еще вчера милый и послушный, малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики по любому поводу. Как реагировать и что делать родителям?

 Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет. У малышей он может проявляться по-разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.

Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдена уже половина пути, и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу.

Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» - убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет» и «Не хочу». Не зная, как реагировать на детские истерики и демонстративное неподчинение, родители теряются и сердятся.

Как реагировать родителям?

Что делать родителям, если ребенок ведет себя вызывающе? В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребенок не должен решить, что истерика – это надежный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает. В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать. Если вы находитесь дома – твердо скажите ребенку, что вы поговорите с ним, когда он остынет, и займитесь своими делами. Оставайтесь спокойны, как бы трудно это ни было. После этого объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется.

Если истерика случилась на улице или в магазине (а дети любят работать на публику), по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто перенести ребенка в менее людное место.

Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?».

Помогите ребенку справиться с кризисом

Кризис 3х лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша, молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя. Реакция родителей на капризы ребенка при кризисе 3х лет - очень важный вопрос. Конечно, упрямство любимого чада огорчает родителей, испытывая их нервы на прочность. Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис 3х лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка.

Кризис трех лет у детей нужно просто переждать, как бурю, пережить, как землетрясение и перенести, как болезнь.

Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!

 

 

 
 
 

Прикрепленные документы: