Советы, консультации специалистов и педагогов

Самые распространённые ошибки при обучении детей чтению.

В основе обучения чтению – не буква, а звук.

Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах, на протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит звук.  Возьмем, к примеру, звук [М]. Мы произносим отрывисто: М!  И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ, ведь говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению,      т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читаем сам слог: МА.  Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе).  Пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Одновременно ребенок переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Лишь бы он не останавливался после первой буквы!

Главное он прочел слитно буквы слога!

И еще, Уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия «звук» и «буква», когда учите ребенка читать.

                                Звуки – мы слышим  и произносим

                                Буквы  - мы видим и пишем

Учителя – логопеды Азанова Т.В., Вирфель М.В.


Как научить ребенка различать цвета?

      Большую часть информации об окружающем мире ребёнок 0-3 лет получает с помощью созерцания. В принципе, до 4 лет именно зрительное восприятие информации в сочетании с осязательным лидирует у человека. Отметим, что у некоторых людей тенденция восприятия информации именно «на глаз» сохраняется до глубокой старости.

      Развитие способности к более успешному восприятию зрительной информации строится на нескольких основах: обучение дифференциации цветов и оттенков, изучение геометрических форм, изучение методов и способов передачи информации посредством зрительных источников информации, изучение основ ориентации в пространстве.

    Именно на основе этих понятий строится логика, математика, чистописание и т.д.

Первоначально ребёнку проще выучить именно основные цвета палитры.

Восприятие цветовой палитры при отсутствии нарушений работы органов зрения у всех детей приблизительно одинаково до 3-3,5 лет.

     В 2 года ребёнок должен уметь различать чётко не менее 4 основных цветов: жёлтый, красный, зелёный, синий. Ещё не умея назвать эти цвета, ребёнок должен уметь отложить отдельно фишки зелёного от фишек красного цвета, сложить пирамидку из кубиков одного цвета. К 3 годам ребёнок должен уметь дифференцировать не менее 10 цветов, при этом чётко различая сходные цвета: оранжевый и жёлтый, голубой и синий.

Первоначальные упражнения должны начинаться с 4 основных цветов с добавлением постепенно иных, в том числе и сложноцветовых оттенков. Вводят цвета по принципу добавления наиболее часто встречающихся цветов. Именно поэтому чёрный или белый добавляются в активное изучение, как правило, позже, скажем, оранжевого.

Старайтесь подчинять игры одному изучаемому цвету, но чтобы не было скучно, в течение обучающих игр оперируете 1-2 цветами, чётко проговаривая окончания: «посмотри, мы берём ЖЕЛТЫЙ кубик и ставим его на ЖЕЛТЫЙ кубик. У нас получается ЖЕЛТАЯ башня. А рядом мы строим КРАСНУЮ башню. Вот КРАСНЫЙ кубик. А вот тебе в руку КРАСНЫЙ кубик, куда надо поставить этот КРАСНЫЙ кубик? Правильно, вот на эту КРАСНУЮ башню»….

Игры на дифференциацию цветов:

Игры с кубиками: построить для желтого цыплёнка жёлтую башню из кубиков, а для зелёной лягушки – зелёную. И обратная игра – построили зелёную башню (зелёный домик), кого туда посадим жить? Конечно, зелёную лягушку.

Игры с мозаикой в разные углы игрового поля втыкать гвоздики определённого цвета. Сначала втыкаются бессистемно, кучкой, но чтобы в одном углу оказались синие фишки, в другом – жёлтые и т.д. Ребёнок не будет играть в мозаику, если вы ему не поможете облечь процесс обучения в игровую форму. Скажите, что вот тут – грядки с красными ягодками, а вот тут надо посадить зелёные. Или, что здесь солдаты синей армии, а здесь – зелёной.

Игры с пластилином – слепите колбаску-червячка жёлтого цвета и червяка красного цветов. Сделайте много-много ягодок – шариков и накормите жёлтого червяка жёлтыми ягодками, а красного - красными.

Нарежьте из картона  круги желтого и зелёного цвета, перемешайте и попросите найти круги одного или другого цвета по предлагаемому образцу. Вместе с ребёнком наклейте на лист бумаги в ряд жёлтые круги и отдельно в ряд – зелёные. Нарисуйте глазки и ротик – две весёлые гусеницы поползли по дорожке. А, может, это бусы мамы? Или дорожка на даче, по которой можно пройтись пальчиками – топ-топ!

Вырежьте из листа цветного картона бабочку, пусть ребёнок украсит крылья пятнышками из цветной бумаги и комочков пластилина. Причём верхние крылья будут только с жёлтыми пятнами, а нижние — только с синими......

Игр может быть гораздо больше, главное, чтобы процесс обучения проходил весело и занимательно. Успехов!

Руководитель по изобразительной деятельности О.В. Островская


Это интересно

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... Известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть сын ученого, повзрослев, станет ученым? А сын писателя - писателем?

Можно нередко услышать «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет слуха», достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына, или дочери. Однако все в действи­тельности не так, а несколько иначе.

Жизнь гораздо интересней, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится врачом, а писателя - скрипачом, и объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Это определяет в будущем способности и характер человека. И если сын музыканта определя­ет ту же профессию, что и отец, то причина в том, что воспитывался он в ат­мосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкаль­ной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Имен­но они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является аб­сурдным. Считается, что если для музыкального развития ребенка с самого детства созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к соб­ственному голосу, голосам птиц и животных, шорохам леса, листьев и завы­ванию ветра, люди научились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкаль­ность - природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже го­ворилось, окружение, среда, растит и питает личность. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

С уважением музыкальный руководитель Лелеко С. Н.